Яндекс.Метрика

Достоевский на сцене «Странника»

08.png 01.png 05.png 07.png 10.png 11.png 12.png 02.png 13.png 15.png 17.png 19.png 24.png 22.png 23.png 26.png 28.png 30.png 31.png 32.png 34.png 35.png 36.png 37.png 39.png 40.png 41.png 42.png 43.png 44.png

 

 

В театр «Странник» пришлось пробираться под ужасным зимним петербургским дож­дем, сквозь слякоть и темноту, — но ни минуты не пожалела о том, что выбралась, — спек­такль был великолепен! В спектакле участвовало всего пять актеров. Вначале выступил с приветственным словом директор театра «Странник» Владимир Уваров. Благодаря не­большой сцене всё здесь собрано особенно компактно, в строгих черно-белых тонах. Си­яла издали свеча перед иконой Богородицы — словно путеводная звезда среди черного пространства...

Грунтовский точно и глубоко ухватил образ Достоевского. Хочется сразу отметить, что в судьбе писателя девятнадцатого века и актера века двадцатого есть немало сход­ных черт. Глубокое знание жизни, работа на суровом Севере — пусть не в Сибири, пусть не каторжная, — но не менее плотно сталкивающая с людьми, отбывающими срок, на су­ровом строительстве, умение погрузиться в сложный психологический мир другого че­ловека.

Здесь тонко схвачен и образ русского писателя, знакомого с лишениями и ударами судьбы, и одновременно выходят на первый план дворянские корни режиссера — тонкая ниточка которых ускользает в средневековую Польшу. Есть даже в нем что-то от стран­ствующего рыцаря Дон-Кихота — персонаж, который был так интересен самому Достоев­скому!.. Но главное — удивительная цельность характера, слитность с русским народом, с его судьбой, — через постоянные сложные искания — и политические, и духовные.

Владимир Матросов в последних спектаклях, помимо высокого испол­нения русского фольклора, приходит ко всё более глубоким разносторон­ним ролям. В этом спектакле кем ему только не пришлось побывать: это и Мармеладов, беседующий в тракти­ре с Раскольниковым, и издатель, тре­бующий выплаты несуществующих долгов, Белинский, Герцен и несколь­ко других ролей.

Молодой актер Алексей Бухалов — самородок! В Алексее с первых шагов можно признать Родиона Рас­кольникова: и одет вполне в духе студента девятнадцатого века, и держится с достоин­ством. Но при этом его Родион удивительным образом несет в себе и черты Разумихина, друга Раскольникова, — настолько открытый, сочувствующий, готовый помочь взгляд!.. А не только та, изможденная, тревожная недоверчивость бывшего студента, перешедшего границы закона — и нравственности.

Обе девушки, задействованные в спектакле, играли замечательно, — но какой пораз­ительный контраст между ними!.. Словно бы поочередно перед зрителями появлялись на сцене образы двух сказочных птиц: Сирина и Алконоста, птицы Радости — и птицы Печа­ли. И игрой каждой из них можно было бы восхищаться подолгу!..

Неповторима игра Марии Гуреевой — настолько вся она стремительна, глубока, вся порыв, такая разная — через минуту уже!.. Несмотря на то, что приходится играть сразу несколько ролей, с костюмом у Марии всё предельно строго — темно-синее платье, стро­гая прическа, высокие ботиночки со шнуровкой... Лишь иногда образ дополнен яркой шалью и призывной алой розой в волосах. Сначала Мария играет — Настасью Филип­повну, — точнее, звучит короткий диалог с князем Мышкиным (А. Бухалов) — но ставший известным всему миру — из романа «Идиот»:

— А как вы узнали, что это я?.. Где вы меня видели прежде?

Что это, в самом деле, я как будто его где-то видела?

— Я вас тоже будто видел где-то?

— Где? Где?

— Я ваши глаза точно где-то видел... да этого быть не может! Это я так...

Я здесь никогда не был. Может быть, во сне...

Потом Мария играет уже Вареньку, пишущую ответ Макару Девушкину (из романа в письмах «Бедные люди»). Вареньку, сидящую за резным столиком, — вся сама грусть! — от мысли о расставании. Какие печальные, надрывающие душу романсы приходится ей исполнять!..

Вот «Кроткая» — тоже она! Стоящая трагично на краю подоконника, прижимающая к к груди икону, готовая выпасть из окна — и одновременно словно бы уже лежащая в гро­бу с закрытыми глазами. Здесь — особая символика театра Грунтовского, — которую, посмотрев раз, хоть один спектакль, уже не спутать. С Кроткой — во гробу лежащей — ве­дет беседу ее жестокий муж. Точнее, сам с собою. И, под переборы гитары звучат стихи Федора Тютчева — как нельзя более подходящие к трагичному финалу.

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Чтобы играть такую роль — надо быть готовой к такой роли! Здесь важно понимать, что персонажи романов Достоевского — прописаны гораздо ярче и образнее, чем их ори­гинальные прототипы. Чтобы зрителю во всей глубине понять такую роль — надо быть подготовленным зрителем.

А вот на сцене появляется удивительно нежная, пластичная, с мягкими движениями Анечка Сниткина (ее замечательно играет молодая актриса Екатерина Семенова). С само­го появления Анечки звучат в основном радостные, самые светлые нотки — охватившей обоих взаимной любви, несмотря на значительную разницу в возрасте. «Зовите меня Не- точкой!. — Нет! Моя Неточка много горя пережила, а я хочу, чтобы вы были счастливы. Я буду вас звать Анечкой.»

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

— Звучат под гитару стихи Тютчева. И вот она уже — жена писателя.

Жена писателя — умеющая вести и разностороннюю беседу с мужем, и его издательские дела... и воспитывать детей... и вести хозяйство... словом, всё! Но как часто приходит­ся ей доставать траурный черный платок — и покрывать им голову!.. Пережить — смерть двух детей, Сонечки, а затем и Алеши.

За скобками спектакля остаются все те страшные периоды болезни эпилепсии, пороч­ное увлечение игрой в рулетку. Может, это и к лучшему, что — за скобками. Не всё стоит показывать и проговаривать вслух. Но с каким мужеством проходит Анна все эти испыта­ния! Всю свою жизнь безоговорочно посвятив — своему гениальному мужу — писателю — и его творчеству. Здесь, на сцене, мы видим это перевоплощение юной актрисы — в уму­дренную жизненным опытом соратницу гениального писателя, умеющую и поддержать мужа, и смело поставить на место наглецов-издателей!..

Актеры блестяще справились со сложной задачей — ввести зрителя в многогранный мир Достоевского и его произведений, в мир его идей и поисков истины, в мир литератур­ных отношений — и сердечных переживаний. Как раскрывает и нам свое сердце — писа­тель, и вмещает в свое сердце — всех нас, пришедших на спектакль в этот зимний дождли­вый петербургский вечер.

Татьяна Кожурина, 2017

 

 

 

 

 

 


Комментарии (0)




Разрешённые теги: <b><i><br>Добавить новый комментарий: