Театр Народной драмы в день памяти Достоевского, 9 февраля - после долгой паузы - вновь выступил в Невской лавре со спектаклем о жизни русского писателя - могила которого здесь же, в некрополе. Всего пять актеров - состав не изменился! - сумели тонко создать на просторной сцене Свято-Духовского корпуса атмосферу 19-го века. Именно здесь, в здании Свято-Духовской церкви, отпевали Достоевского - попрощаться с русским писателем пришло 80 тысяч человек!
Особенно промыслительно, что именно на этом спектакле мне приходится сесть в темном зале на стул, поверх которого белеет лист бумаги – что это? - повестка в суд некоему неизвестному Владимиру!.. И я, много лет зная Грунтовского, поначалу решила, что это так и задумано: дабы сразу подготовить зрителя к острым темам, в духе Таганки, - хитрая находка режиссера!.. Но нет, реальная жизнь не менее остра и напряженна, чем в спектакле!
Гаснет свет… И вот перед глазами зрителей одна за другой проходит вереница сцен из романов и повестей Достоевского, - который сидит за рабочим столом посреди сцены. Персонажи буквально сходят из-под его пера - и оживают - либо наоборот, уходят в мир иной - словно из белых ночей... Колеблющиеся высокие тени тоже словно персонажи спектакля - таинственные двойники, продолжающие движения сквозь тьму на освещенных фрагментах просторного зала, меж коринфских колонн и занавесов... Молодые яркие актеры Алексей Бухалов и Мария Дьякова (Гуреева) - сумели, сохраняя символическую традицию театра, перевоплощаться в течение спектакля в самых разных персонажей произведений Достоевского. Конечно, в первую очередь это Родион Раскольников и Соня Мармеладова, - убийца и грешница! - но как тонко переданы их глубокие душевные переживания, с какой твердостью звучат слова Евангелия о воскресшем Лазаре в устах Сони! Слова, вселяющие надежду - ведь даже и мертвый Лазарь мог воскреснуть...
Особо яркая роль Марии Дьяковой - ставшая своего рода визитной карточкой - Дуня Раскольникова, сестра Родиона, - с пистолетом в руке...
Как тонко и глубоко раскрывается душа писателя - в течение всего спектакля!..
Как по-разному выражает актер чувства, буквально захлестывающие душу!.. Порой кажется, что само лицо неким образом излучает мягкий свет в полумраке сцены - настолько переполнено добротой и любовью ... А вот уже скорбь и печаль на высоком челе писателя - и через минуту гнев и искреннее возмущение!.. Выражение лица меняется как море... И вовсе не надо показывать на сцене все ужасы искаженного эпилепсией тела, с неизбежными судорогами и прочими ужасами - достаточно этой особой боли и скорби, этих огромных глаз, полных невыразимого страдания... Этого необыкновенно тонкого чувствования окружающего мира - мира, полного жестокости и несправедливости...
Сцена знакомства Достоевского и Анны Сниткиной, будущей женой писателя. Тонкий камейный профиль хрупкой девушки - с твердым характером, сумевшей войти сразу и навсегда в мир писателя... Ведущую женскую роль сыграла молодая артистка Екатерина Семёнова, с особой непосредственностью и нежностью. В течение спектакля можно проследить, как закаляется ее характер рядом с таким уникальным человеком, как умело помогает она продвигать вперёд сложные проекты будущих книг, как смело ставит на место зарвавшихся издателей и книгопродавцов... Особенно трагична сцена - когда качает колыбельку любимой первой дочери Сонечки - и вот уже злая рука смерти забирает у них маленькую дочку... И приходится вновь накидывать на голову траурный черный платок... Но зато, какой живостью, теплотою полны диалоги в доме Достоевского, тихие чаепития за круглым столом, под тиканье настенных часов!.. Какое тонкое глубокое понимание, раскрытие душевных беседах - перемежающихся песнями под негромкий перебор гитары - на стихи Тютчева...
Драматичная сцена имитации повешения петрашевцев на плацу. (Андрей Грунтовский, Владимир Матросов, Алексей Бухалов.) Сцена на плацу - полная накала, под зловещий звон кандалов. Обвиненные в преступлении закона готовы в эту минуту расстаться с жизнью - но смерть заменяется ссылкой в Сибирь... Жестокая шутка императора.
Зловещий образ Смерти с косой - или с топором - неотрывно следует по пятам вслед всему сценарию, в полунамеках и полутонах. Точнее - в тенях и полутенях... Смерть показывает всюду свой уродливый лик - словно сквозь зыбкие болотные испарения ночного фантасмагорического Петербурга…
Трагическая сцена из рассказа «Кроткая». Кроткая - Мария Дьякова (Гуреева). Муж кроткой - Андрей Грунтовский. Монолог мужа Кроткой, скаредного ростовщика, - возле умершей жены… Кроткая одновременно словно бы и стоит на краешке окна - и уже лежит в гробу с закрытыми глазами... Сцена страшная, наполненная тонкой психологичностью разворачивающейся перед зрителем трагедии, - во время сбивчивой речи изощрённого в своей жестокости мужа, долгое время изводившего свою жену - и доведшего в итоге до самоубийства. Весь рассказ Достоевского - по сути, единый монолог мужа, осознавшего, что он натворил. Монолог, словно бы записанный невидимым стенографом, - отчего рассказ «Кроткая» и был назван автором фантастическим…
Андрей Грунтовский блестяще создаёт эту атмосферу безысходности. Огромная зыбкая тень на стене - словно подчеркивает всю ту зловещую черноту, которая надавила в один момент на девушку чистую и кроткую - и заставившую оборвать ставшую невыносимой жизнь. Мария Дьякова сумела тонко передать всю жуткость последнего мига жизни - и мертвенную холодность ушедшей в мир иной.
Вторая часть - не менее захватывающая - ответы на вопросы режиссера!
О чем беседа?.. О самом разном…О постановке Достоевского в Старой Руссе, где так привольно гуляли молодые актеры, дышали воздухом Руссы, проникались особой атмосферой города, тесно связанного с жизнью Федора Михайловича... О профессионализме молодых актеров - кто они, юные артисты сцены. Конечно, это в первую очередь народный театр, профессиональные дипломы имеют только две взрослые актрисы. Наши актеры учатся, работают, посвящая свое свободное время - сценическому искусству. Мария Гуреева вообще родилась в театре - дочь актеров, и ее мама выступала на сцене, вынашивая дочку во чреве. Сам режиссер считает себя профессиональным актером: «В итоге все теперь приходится делать самому - сам пишу пьесы, сам ставлю! Чего ждать, пока кто-то что-то предложит! И играю в доброй половине спектаклей тоже сам. Высоцкого, Ричарда Третьего, монаха и юродивого в «Борисе Годунове», шекспировского Короля Лира, Креонта в «Антигоне» Софокла... А вот сегодня - показал вам Достоевского!»
По поводу реквизита - все по минимуму, ибо театр - передвижный, странствующий
Да еще и выступает на площадке другого театра с названием «Странник». И вновь - проблемы с помещением для репетиций… «Каждый предмет реквизита имеет свою особую историю, - рассказывает Грунтовский. - Скажем, этот ломберный столик был передан нам по объявлению - и где!! Именно в самых что ни на есть достоевских местах! Столярный переулок на канале Грибоедова - буквально напротив дома, где жил писатель, а рядом повсюду обитали персонажи «Преступления и наказания».
А старинные часы достались - от родной бабушки. Сам разобрал-собрал - и они пошли… Ибо важно, чтобы на спектакле время шло по-настоящему - двигался маятник, стрелки... Что вдыхает особую жизнь во все происходящее на сцене!»
9 февраля 2019 г.