Яндекс.Метрика

«Грусть и святость» на сцене театра «Странник»

WR5A1023.png WR5A1038.png WR5A1032.png WR5A1043.png WR5A1049.png WR5A1058.png WR5A1056.png WR5A1066.png WR5A1054.png WR5A1084.png WR5A1091.png WR5A1092.png WR5A1132.png WR5A1144.png WR5A1097.png WR5A1148.png WR5A1158.png WR5A1165.png WR5A1167.png WR5A1216.png WR5A1221.png WR5A1191.png WR5A1230.png WR5A1236.png WR5A1247.png WR5A1255.png WR5A1263.png

 

Театр «Странник» на Московских Воротах. Зал с нетерпением ожидает, когда им покажут Емельяна Пугачева - в исполнении Театра Народной Драмы... Но всех ждёт неожиданный сюрприз: на сцену выходит актер Евгений Гуреев, и сообщает, что Пугачев прихворал, - но зато у зрителей есть уникальная возможность - увидеть прямо сейчас спектакль о Николае Рубцове! Что же, можно только поаплодировать четырем актерам (Евгений и Валентина Гуреевы, Владимир Матросов, Павел Соколов) - сумевшим за кратчайший срок «переформатироваться» - и показать на сцене спектакль-жизнеописание русского поэта, густо наполненный стихами и песнями...

Весь спектакль словно сложен из последовательных слайдов - разных периодов жизни Николая Рубцова, предельно символичен и позволяет приблизить душевные струны поэта на очень близкое расстояние. Что свойственно практически всем постановкам режиссера Андрея Грунтовского. Приблизить - Русь уходящую, с неспешным деревенским укладом, напевной простой речью, с просторами небес, откуда льется колокольный малиновый звон... И все это в соединении сложной - с самого детства - судьбы, полной и скитаний, и неприкаянной жизни в столичных городах, и непрестанного оттачивания своего поэтического пути...

Главную роль играет Евгений Гуреев - решительно и ярко. Сколько замечательных стихов Николая Рубцова - в его исполнении! Здесь и лирические стихи о родине, и нарастающее до предела звучание рубцовского «Поезда»... Чего стоит один только пылкий монолог в комнате - наедине с портретами русских писателей... Такое, действительно, не забывается!

Павел Соколов исполнил сцены из морского периода жизни Николая Рубцова. Павел самозабвенно и душевно поет песни Рубцова под гармонь - приближая к зрителю образ самого поэта, замечательно игравшего на гармони. Здесь особый символизм спектакля - когда одного человека играют сразу несколько актеров - чтобы тоньше передать атмосферу разных периодов жизни поэта. Для смены образа иногда достаточно надеть бескозырку - и изменить походку - и вот уже полное ощущение палубы и качки...

Валентина Гуреева - в образе Александры Ивановны - матери друга поэта Александра Романова. Сцена встречи в деревенском доме. Глубокий, душевный диалог: «Так и ты, Коля, мне как сын... Вот надень-ко с печки катанички да к самовару садись...» Со сцены звучит проникновенная простая русская речь, полная любви к внезапному гостю... Валентина Гуреева - глубокий знаток русского фольклора, и колоритные народные слова словно льются из живого русского родника... Особая роль в спектакле - роль матери самого поэта... Мать поэта - простая русская женщина, добрая, отзывчивая, как будто слитая с самой природой, - словно бы всегда рядом с ним, всегда виден ее силуэт - проникающий через самое сердце - в пронзительные своей глубиной стихи Николая Рубцова, высвечивающие в строках ее образ... Тихая молитва матери в храме словно звучит невидимой нитью через весь спектакль, пытаясь оградить сына - от трагического конца...

Завершение спектакля - словно завершение некоего круга. Действие возвращается в начальное состояние, - и на глазах происходит чудо… Сначала коленопреклоненный поэт молится перед зрителями, потом - снимает тесный городской пиджак - и вот уже вновь на сцене - маленький Коля - который от усталости засыпает на богослужении в вологодском храме, - буквально возле ног своей матери, поющей в церковном хоре...

 Казалось бы, такой незначительный штрих - поэт всего лишь снял пиджак! - но здесь происходит удивительное волшебство перевоплощения... Что мы видим и в другом спектакле этого театра, в «Борисе Годунове» - когда актер Евгений Гуреев обращается вмиг из насельника монастыря - в будущего лжецаря... Здесь и интересное решение режиссера, и мастерство актера одновременно.

Медленно меркнет свет, звучит напевно молитва «Царице моя преблагая», - и невидимым образом - Небесная Царица в храме словно бы возвращает сына к родной матери - на небеса... Сохраняя эту удивительно связь - и в стихах - матери и сына... На этом спектакль заканчивается. Занавес.
…На сцену выходят актеры - всего четыре человека! - сумевшие так тонко передать длинную цепочку событий человеческой жизни… Евгений и Валентина Гуреевы; Павел Соколов; Владимир Матросов.

Спектакль, по традиции, завершился общением с залом. На вопросы отвечали Владимир Матросов - и Евгений Гуреев, игравший Николая Рубцова. Он скромно присел на краю сцены, - словно на завалинке! - где-то в сторонке, - ещё сохраняющий лирический отсвет образа поэта...

Володя Матросов рассказал - о дружбе театра с дочерью поэта, Елене Рубцовой, живущей в Петербурге и много сил отдающей сохранению памяти отца...
Многие из зрителей, пришедших на «Пугачева», - неожиданно открыли для себя такую личность, как Николай Рубцов, - в самой особой потаенной глубине его тонкого внутреннего мира.
Не раз было сказано вслух, что спектакль особенно трогает сердце - именно отсутствием перетирания сложных жизненных драм Николая Рубцова, но в первую очередь раскрывает его как поэта…
Среди выступающих зрителей была Светлана Пегина, родом из Вологды. Светлана много времени посвятила изучению творчества Рубцова и распространению в школах и библиотеках. Для нее спектакль о Рубцове стал особой неожиданной радостью в этот вечер.
Мною было добавлено - о годах жизни Рубцова в Петербурге, о том, что работал он в 55-57-е годы на Кировском заводе, а жил - неподалеку, в районе Нарвской заставы, в «немецком городке», в сохранившемся до сих пор 2-этажном домике на Севастопольской, 5. Это было тогда общежитие от Кировского завода. (В мае 2019 года этот исторический дом обнесли строительными «лесами» и начали реставрацию , вместе с соседним домом-близнецом, - что особенно радостно. Будет восстановлен облик и дома Рубцова, и уютного дворика. – Т.К.) Режиссер театра Андрей Грунтовский написал с добрый десяток статей о Рубцове - они опубликованы в его книге «Материк Россия». Благодаря создателю «Рубцовского центра» поэту Сергею Сорокину (Вакомину), на проходной Кировского завода устанговленав памятная доска с образом Рубцова. Где теперь каждый год - 3 января - в день рождения поэта – возлагают цветы и читают стихи, сохраняя народную память...

Татьяна Кожурина
9 марта 2019 г.

Комментарии (0)




Разрешённые теги: <b><i><br>Добавить новый комментарий: