Театр «Странник» на Московских Воротах. Зал с нетерпением ожидает, когда им покажут Емельяна Пугачева - в исполнении Театра Народной Драмы... Но всех ждёт неожиданный сюрприз: на сцену выходит актер Евгений Гуреев, и сообщает, что Пугачев прихворал, - но зато у зрителей есть уникальная возможность - увидеть прямо сейчас спектакль о Николае Рубцове! Что же, можно только поаплодировать четырем актерам (Евгений и Валентина Гуреевы, Владимир Матросов, Павел Соколов) - сумевшим за кратчайший срок «переформатироваться» - и показать на сцене спектакль-жизнеописание русского поэта, густо наполненный стихами и песнями...
Весь спектакль словно сложен из последовательных слайдов - разных периодов жизни Николая Рубцова, предельно символичен и позволяет приблизить душевные струны поэта на очень близкое расстояние. Что свойственно практически всем постановкам режиссера Андрея Грунтовского. Приблизить - Русь уходящую, с неспешным деревенским укладом, напевной простой речью, с просторами небес, откуда льется колокольный малиновый звон... И все это в соединении сложной - с самого детства - судьбы, полной и скитаний, и неприкаянной жизни в столичных городах, и непрестанного оттачивания своего поэтического пути...
Главную роль играет Евгений Гуреев - решительно и ярко. Сколько замечательных стихов Николая Рубцова - в его исполнении! Здесь и лирические стихи о родине, и нарастающее до предела звучание рубцовского «Поезда»... Чего стоит один только пылкий монолог в комнате - наедине с портретами русских писателей... Такое, действительно, не забывается!
Павел Соколов исполнил сцены из морского периода жизни Николая Рубцова. Павел самозабвенно и душевно поет песни Рубцова под гармонь - приближая к зрителю образ самого поэта, замечательно игравшего на гармони. Здесь особый символизм спектакля - когда одного человека играют сразу несколько актеров - чтобы тоньше передать атмосферу разных периодов жизни поэта. Для смены образа иногда достаточно надеть бескозырку - и изменить походку - и вот уже полное ощущение палубы и качки...
Валентина Гуреева - в образе Александры Ивановны - матери друга поэта Александра Романова. Сцена встречи в деревенском доме. Глубокий, душевный диалог: «Так и ты, Коля, мне как сын... Вот надень-ко с печки катанички да к самовару садись...» Со сцены звучит проникновенная простая русская речь, полная любви к внезапному гостю... Валентина Гуреева - глубокий знаток русского фольклора, и колоритные народные слова словно льются из живого русского родника... Особая роль в спектакле - роль матери самого поэта... Мать поэта - простая русская женщина, добрая, отзывчивая, как будто слитая с самой природой, - словно бы всегда рядом с ним, всегда виден ее силуэт - проникающий через самое сердце - в пронзительные своей глубиной стихи Николая Рубцова, высвечивающие в строках ее образ... Тихая молитва матери в храме словно звучит невидимой нитью через весь спектакль, пытаясь оградить сына - от трагического конца...
Завершение спектакля - словно завершение некоего круга. Действие возвращается в начальное состояние, - и на глазах происходит чудо… Сначала коленопреклоненный поэт молится перед зрителями, потом - снимает тесный городской пиджак - и вот уже вновь на сцене - маленький Коля - который от усталости засыпает на богослужении в вологодском храме, - буквально возле ног своей матери, поющей в церковном хоре...
Казалось бы, такой незначительный штрих - поэт всего лишь снял пиджак! - но здесь происходит удивительное волшебство перевоплощения... Что мы видим и в другом спектакле этого театра, в «Борисе Годунове» - когда актер Евгений Гуреев обращается вмиг из насельника монастыря - в будущего лжецаря... Здесь и интересное решение режиссера, и мастерство актера одновременно.
Медленно меркнет свет, звучит напевно молитва «Царице моя преблагая», - и невидимым образом - Небесная Царица в храме словно бы возвращает сына к родной матери - на небеса... Сохраняя эту удивительно связь - и в стихах - матери и сына... На этом спектакль заканчивается. Занавес.
…На сцену выходят актеры - всего четыре человека! - сумевшие так тонко передать длинную цепочку событий человеческой жизни… Евгений и Валентина Гуреевы; Павел Соколов; Владимир Матросов.
Спектакль, по традиции, завершился общением с залом. На вопросы отвечали Владимир Матросов - и Евгений Гуреев, игравший Николая Рубцова. Он скромно присел на краю сцены, - словно на завалинке! - где-то в сторонке, - ещё сохраняющий лирический отсвет образа поэта...
Володя Матросов рассказал - о дружбе театра с дочерью поэта, Елене Рубцовой, живущей в Петербурге и много сил отдающей сохранению памяти отца...
Многие из зрителей, пришедших на «Пугачева», - неожиданно открыли для себя такую личность, как Николай Рубцов, - в самой особой потаенной глубине его тонкого внутреннего мира.
Не раз было сказано вслух, что спектакль особенно трогает сердце - именно отсутствием перетирания сложных жизненных драм Николая Рубцова, но в первую очередь раскрывает его как поэта…
Среди выступающих зрителей была Светлана Пегина, родом из Вологды. Светлана много времени посвятила изучению творчества Рубцова и распространению в школах и библиотеках. Для нее спектакль о Рубцове стал особой неожиданной радостью в этот вечер.
Мною было добавлено - о годах жизни Рубцова в Петербурге, о том, что работал он в 55-57-е годы на Кировском заводе, а жил - неподалеку, в районе Нарвской заставы, в «немецком городке», в сохранившемся до сих пор 2-этажном домике на Севастопольской, 5. Это было тогда общежитие от Кировского завода. (В мае 2019 года этот исторический дом обнесли строительными «лесами» и начали реставрацию , вместе с соседним домом-близнецом, - что особенно радостно. Будет восстановлен облик и дома Рубцова, и уютного дворика. – Т.К.) Режиссер театра Андрей Грунтовский написал с добрый десяток статей о Рубцове - они опубликованы в его книге «Материк Россия». Благодаря создателю «Рубцовского центра» поэту Сергею Сорокину (Вакомину), на проходной Кировского завода устанговленав памятная доска с образом Рубцова. Где теперь каждый год - 3 января - в день рождения поэта – возлагают цветы и читают стихи, сохраняя народную память...
Татьяна Кожурина
9 марта 2019 г.