Яндекс.Метрика

…Поле битвы – сердца людей

Антигона_01 Антигона_02 Puskin_01.jpg Puskin_panaram_02.jpg Dusha_est_08.jpg Dusha_est_11.jpg Shergin_02.jpg Shergin_01.jpg Dostojevsky_02.jpg Dostojevsky_01.jpg WR5A1132.png WR5A1038.png _MAR3157.JPG Pugachev_11.png

 

В Театре Народной Драмы оказалась впервые осенью 2018-го. Случайно. Кажется, не было заполнено и четверти зрительного зала, а жаль. Смотрела, размышляла... Многие сейчас размышляют, глядя на разительные перемены в обществе. На сцене - спектакль-притча о России «Три рассказа про любовь».

Глядя на разворачивающиеся события на сцене, думала о своём. Почему огромное количество людей платит огромные деньги, чтобы попасть на «замусоренные» мероприятия «сомнительных лидеров культуры», а эти залы с чистой душой – пусты. Никого не хочу обижать, но есть с чем сравнивать.

Мы все сейчас против чего-то внутренне или открыто протестуем, с ностальгией вспоминаем наше замечательное прошлое, и не замечаем, как сквозь пальцы утекает наше сегодняшнее, настоящее.

Подмена «ценностей» стало обычным явлением и в жизни, и на сцене, но именно здесь, в этом зале, я увидела то самое, «настоящее» - без подмены - не злобное, не кричащее, а спокойно констатирующее. Всё о «простом», житейском. Но как! Журавли до срока летят на юг - значит, что-то неладное у нас тут... Молодежь нынче не та…Так ведь обычное дело: «отцы и дети» - вечный конфликт поколений. И ладно бы только философское понимание этого вопроса, но, нет…. Виной тому коварный замысел и далеко идущие планы недругов наших.

Небольшое отступление к уже известному факту: в разгар Великой Отечественной войны немецкий врач, обследовавший угнанных из СССР в Германию девушек в возрасте 16 - 20 лет, обратился к Гитлеру с призывом немедленно начать мирные переговоры с нашей страной. Его удивило, что 90 процентов девушек были девственницами. Он писал Гитлеру, что невозможно победить народ с такой высокой нравственностью!!! Да, Россию в открытом бою победить было нельзя. Сейчас о планах Аллена Даллеса знают все. Но никто не знает, что теперь с этим делать, как оборотить время вспять и вернуть утраченные ценности. «Старики всегда у нас в почете…». Были. А теперь не нужны никому…

На сцене Театра это всего лишь эпизод, который разрезает события в спектакле пополам, на «до» и «после». А в нашей жизни – это трагедия целого поколения: трагедия тех, кто воевал, восстанавливал страну из руин, кто отстаивал наши рубежи, в том числе и нравственные.

Один из «Трех рассказов про любовь» - о старике, о его любви к Отечеству и любви в её привычном понимании, к которой все стремятся, но не все достигают, - о той самой, настоящей любви, без единого слова о ней самой. О старике, который между женщиной и Родиной выбирает - Родину, а потом через всю свою жизнь несет в себе эту самую любовь, как негасимую свечу, которая и светит, и согревает... Он ни на что не сетует, ни о чем не жалеет, - он так живет. Старик этот наукам не обучался, но, видимо обладал той нравственной, духовной чистотой, которая и определяла его судьбу. От самых корней, от истоков... Да, весь жизненный путь - через страдания, но, ведь главное для него самого – это не его собственное счастье и благополучие, а, чтобы «ей» (Родине, женщине) было хорошо – вот это по-настоящему! Пройти через все испытания: война, плен, лагеря - а вернувшись, не сметь перешагнуть порог родного дома только потому, что там – счастье... Да разве можно нарушить счастье любимой Стеши? Что с фронта не дождалась - так ведь не знала, что - жив (уж сколько лет прошло с тех пор, как похоронку получила...). Поворотился солдат, и пошел другой дорогой... Печаль свою в тугой узел завязал, никому не сказав ни слова: мол, вот он я, с фронта вернулся, к вам через войну и ненастья шел... Что у него тогда в душе творилось – одному Богу известно.

Надо было обязательно прийти на этот спектакль - чего желаю многим! - чтобы услышать исповедь старика. Нельзя смотреть на это всё без слез – текли сами.  За маленьким эпизодом огромный пласт событий, человеческих судеб и состояний, - целая эпоха! А для старика, что ж, - он иначе и не смог бы…

Этот маленький эпизод имеет потрясающую силу воздействия на личное восприятие всей драмы и всего величия «уходящего» поколения! Важная деталь: исповедь свою старик поведал своим внукам, которые – слушали! Ведь это важно, чтобы – слушали! И чтобы – вместе! – внуки с ещё живущими своими дедами – вливались в единые ряды Бессмертного Полка (значительный момент в спектакле).

Завершение спектакля (несмотря ни на какие природные катаклизмы и коварные происки врагов), – исцеляющее, обнадеживающее. И голоса, и лица - чистые, светлые. Пение удивительное, волшебное. Жива ещё русская душа.

Мои впечатления свежи, новы, ярки. Они перекликаются с моими собственными мыслями, ложатся в унисон моим, увы, грустным ощущениям «сегодняшнего» дня. Передать их очень сложно - их надо пережить.

Что заставляет этих людей играть благотворительные спектакли при полупустом зрительном зале?.. На мизерные пожертвования… Да они иначе жить не могут! Пока другие говорят о том, что Россия гибнет, - они по крупицам, по-своему, собирают свою Россию, донося до зрителя то духовное начало, которое было утрачено. Обращаются не к кошелькам, а к душам человеческим, и чтобы не взять, а отдать: берите, черпайте! Поле битвы – сердце человека. И никакой агрессии в этой битве. Такой разительный контраст по сравнению с тем, что сейчас там, за порогом этого Театра!

После каждого спектакля ухожу не только с новыми ощущениями, но и с новыми знаниями. Такова сущность постановок: не просто спектакли по мотивам, но и некое жизнеописание, содержащее ценный биографический материал, многократно усиливающий восприятие самого художественного произведения, делающий такое восприятие цельным, единым и неразрывным во времени и пространстве с его авторами и создателями – у спектакля много родителей!

 Жизнь и творчество известных миру поэтов, писателей здесь рассматривается под таким углом зрения, что сразу понятен замысел режиссера: показать духовную сущность того, кто оставил бесценное наследие всему человечеству: Пушкин, Гоголь, Достоевский, Шукшин, Рубцов, Высоцкий, и далее, - из прошлого в бесконечность... В этом, наверное, и кроется секрет Театра Народной Драмы, его уникальность.

Самый первый просмотр самого первого спектакля был для меня и открытием, и откровением, и потрясением одновременно.

И самый первый, и все последующие спектакли имели такую наполненность по содержанию и несли в себе такой мощный заряд энергетики, что не отпускали ещё долго, удивляя и радуя.

Подумалось: может быть я одна такая, кому не хватает «чистого воздуха», но нет – ни один из репертуарных спектаклей не оставил равнодушными пришедших сюда зрителей. Отзывы звучали здесь же, в этом зале. Люди уходили с улыбками благодарности и уносили с собой часть «затерянных миров». А после шукшинских «Ах ты, воля, моя воля», «Душа есть», - и вовсе возвращались домой с песнями.

В стенах Театра Народной Драмы есть всё: и грусть, и святость, и тишина раздумий, и молодецкая казачья удаль, и философская мысль. Всё - о чем-то давно минувшем, а как будто бы о нашем, сегодняшнем: и «Антигона», и «Пугачев», и «Тарас Бульба»…

Спектакль «Всех вас заключу в моё сердце» по Достоевскому и о Достоевском и вовсе ошеломил – уже не остается никаких сомнений: это – волшебство! Волшебство мастера, умеющего не «подать», а «передать» всё богатство собственной души.

Репертуар разнообразен, но пропитан единым духом, и стоит на одном прочном фундаменте – на любви, в широком смысле этого слова. Этим, видимо, и жив.

Театр нуждается в поддержке (это незримо чувствуется), но в то же время, здесь нет погони за зрителем любой ценой. Здесь в высшей степени проявляется и сущность, и достоинство театра: вот мы такие, немного странные, но по-другому, в угоду текущего дня, не хотим. И, что бы ни показал нам Театр, – он показывает нам то, из чего состоит Вечность с её непреложными ценностями. Показывает просто, понятно, без надрыва.

Чтобы проверить свои ощущения, не так давно я вновь посетила иных мастеров сцены: тоже театр, тоже камерный, тоже классика. Хороший театр, хорошая игра актеров - но именно игра. Нет, мои чувства меня не обманывают! Я снова «возвращаюсь» в Театр Народной Драмы. Я иду сюда за другими ощущениями. Здесь я получаю нечто большее, чем просто зрелище. Здесь мне не приходится закрывать уши, а напротив, хочется вслушиваться и во время спектакля и по его окончании – когда идет прямой диалог режиссера со зрительным залом.

Не сомневаюсь, что существование конкретно этого Театра имеет социальную значимость, как средство воздействия на духовное становление личности, как способ сохранения национальной идентичности (не больше, не меньше). Это к вопросу о том «…а что я мог сделать один?..» - ведь усилия власти капитала как будто бы намеренно направлены на прямо противоположное – на взращивание низкопробного потребителя, не иначе. Но это только мой взгляд. Взгляд со стороны. Дай Бог, ошибаться.

Конечно, есть и другие примеры самоотверженности и патриотизма в культуре и искусстве, которые держатся на одном только энтузиазме. Так, например, общее собрание Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийского созидательного движения «Русский Лад» в 2013 году обратилось к руководству страны с призывом о спасении и сохранении русского народа.

Такое сохранение начинается - с сохранения национальных традиций, сохранения исторической памяти, в том числе, посредством театра, чем Театр Народной Драмы и занимается со дня своего основания. При этом, совершенно очевидно, что Театр не ставит своей целью получение прибыли. Он вне рынка, вне бизнеса. Этот «социальный продукт» и может быть востребован для духовных целей… А создателю Театра Народной Драмы и всей труппе – сердечная признательность и благодарность. В том числе и за то, что так «близки» к народу, что так свободно открываете свои двери каждому входящему.

Калейдоскоп ощущений

(Мои отзывы на спектакли Театра Народной Драмы)

Ощущения имеют свойство ускользать, поэтому всегда хочется запечатлеть, оставить на память свои свежие впечатления, свои заметки о тех или иных событиях в своей жизни. Театр с его спектаклями – яркие события, которые оставили свой след в моей душе. Своими свежими впечатлениями (отзвуками театра), в их хронологической последовательности, и хочется поделиться.

 «Пять времен года»

 Много званых, да мало избранных. Театр Народной Драмы представил поэтический моноспектакль «Пять времен года». В основе -  стихи и песни автора Андрея Вадимовича Грунтовского. Авторская песня - это как разговор с собственной душой. Какова душа, таковы и песни.  Широкий диапазон тем, неспешный разговор. Зал слушал и аплодировал. Хотя аплодисменты, столь необходимые для любого выступающего, здесь были излишни. Они нарушали (прерывали) ровное течение мысли и слова. Хотелось слушать, не нарушая тишины - а слушать было что. Доходчиво о том, что волнует каждого. О чем-то с юмором, о чем-то с горечью, о чем-то с грустью. О нас, грешных, о нашей жизни, о родине (большой и малой) и… чудесная поэзия для детей (по заявкам слушателей). Вопросы, предложения и пожелания из зала не прозвучали, наверное, по той же причине – просто хотелось слушать.  И всё-таки вопросы есть, и предложения и пожелания… Спасибо Андрею Вадимовичу за теплый вечер.

11.11.2018

«Чудный сон мне Бог послал. Поэтическое жизнеописание А.С. Пушкина»

 Так было всегда: интересно творчество - интересна личность. И наоборот: интересна личность - интересно всё, что с этой личностью связано. Спектакли Театра Народной Драмы дают такую возможность. Невольно мы, зрители, становимся свидетелями и участниками познавательных процессов, проникая в мир творчества и глубину личности одновременно, обогащаясь новыми знаниями и новыми ощущениями. Не зря говорят, что наш ум познает то, что душа уже знает. Человек находится в постоянном поиске гармонии с самим собой, с миром. Когда этой гармонии нет, происходит распад.

На очередном спектакле в очередной раз убеждаюсь, что ум неизбежно тянется за душой. И душу эту надо не просто питать, а питать качественным продуктом. Через такие спектакли мы возвращаемся к своим корням, к своим истокам. Очищаемся. Просто показать - мало. Какими усилиями нужно продвигать этот «продукт», когда в нашу жизнь уверенной поступью вошли иные ценности. И всё же, очень хочется пожелать коллективу не терять своего зрителя, сохранить свою просветительскую миссию, обрести всё большее число сторонников, вдохновителей, гостеприимных площадок, где люди могли бы через ваше творчество заглянуть в свою собственную душу, очиститься и продолжать свой жизненный путь с уверенностью, что не всё ещё потеряно. 

24.11.2018

 Спектакль «Душа есть». В.М.Шукшин
Премьера фильма по Шукшину «Охота жить»

Зал был полон, что радует. Это обязательно надо смотреть (спектакли!). А ещё зрителям повезло быть свидетелями удачного дебюта молодого режиссера Федора Грунтовского («Охота жить»), - такое обязательно надо снимать!

Выходя из стен Театра, поймала себя на том, что иду с просветленным лицом, и что-то себе напеваю (состояние души после просмотра). Такие лица были у многих, кто выходил из зрительного зала. Но как же я была удивлена, обгоняя «толпы» на обратном пути, что из «поющих одиночек» я тоже была не одна. Вспомнила старые добрые времена, когда люди ходили на демонстрацию, как на праздник, и возвращались с песнями под гармошку…. Тогда царило единство духа. У Театра Народной Драмы есть такое объединяющее духовное начало. Это здорово! Это дает желание жить.

07.12.2018

«Морю синему на утишенье»
Спектакль по прозе Б.В. Шергина

Удивительный спектакль, удивительные сказания о любви. Волшебное действие и воздействие. Трогательно, мило, по-домашнему просто, уютно, радостно. От добрых чувств человеческих, от простоты и глубины этих чувств становится тепло. Выходя из стен театра, не сразу понимаешь, где ты. Кажется, ещё там… и, даже не в зале, а на берегу Белого моря, где, собственно, ни разу не был - а как будто бы был. Такое волшебство в канун Нового года!

30.12.2018

 «Антигона» Софокл (442 г. до н. э.)

Я уже постоянный зритель и поклонник Театра Народной Драмы. За плечами два высших образования. Думаете, читала Софокла? Нет. Как и многое другое.

Может быть, потому и прихожу сюда, в этот скромный зал на Цветочной, 16, где мне открывают глаза на многое, что прошло мимо, - на то, моё, «не понятое» когда-то.

«Выше всего в жизни людской — закон, и неписаный закон — выше писаного», - так говорили древние греки. Такова и главная мысль Софокла в его произведении. В основе спектакля - события, произошедшие более трех тысяч лет назад – еще до Троянской войны (а как сегодня!). Всё то же: законы - писаные и «неписаные». Решения «власть имущих» - справедливые или несправедливые. Люди – молча повинующиеся законам или протестующие против них. Жизнь вне закона наказуема, даже если закон несправедлив. Ничего не меняется. Войны, революции, трагедии – всё оттуда. И каждый решает сам, как ему поступить в этом мире: по каким законам жить, каким законам подчиняться и против каких протестовать. За эти тысячи лет много изменилось внешне, но ничего не изменилось по сути. «Неписаный закон — вечен, он дан природой, на нем держится всякое человеческое общество: он велит чтить богов, любить родных, жалеть слабых. Писаный закон — в каждом государстве свой, он установлен людьми, он не вечен, его можно ввести, а можно и отменить».

Мы, граждане своей страны, вынуждены чтить наши «писаные» законы, хоть многие из этих законов пишутся как будто бы намеренно против общества, против людей. Да Бог с ними... Жаль другого. Жаль, что утрачена связь наша с «неписаными» законами, которые свято чтились нашими далекими предками. Эти законы передавались из поколения в поколения, впитывались с молоком матери. «Что можно», а «что нельзя» разумелось самой собой. И попробуй нарушить ЭТИ «законы»! Невозможно. Жизнь была не проста, и наказания были суровы, включая семейные: и на горох в угол ставили (помню я), и плетьми секли (помнили мои родители) ... Жестоко, да. Но нравственная чистота была куда выше, не смотря на эти наказания, а, может быть, и, благодаря им.

Сейчас двадцать первый век. У нас демократия, ювенальная юстиция, власть законодательная, власть исполнительная, власть судебная… Но, увы, полный провал законности, с точки зрения его справедливости. А ведь тоже… «писаные»...

Кажется, человечество должно стать мудрее, развиваясь, но нет… «с молчаливого нашего согласия творятся многие беззакония на земле...»

Антигона. Героиня античных времен... Ну не смогла она мириться с «писаным» законом несправедливого правителя, нарушившего «неписаный» закон. Брат сошёлся с братом, и оба погибли. Тело брата её, которого посчитали «неверным», новый правитель запретил оплакивать и предать земле. Как можно не оплакивать и не предать земле? Это не в обычае предков: душа не погребенного не может найти успокоения в загробном царстве. Мстить беззащитным мёртвым — недостойно людей и неугодно богам, - таков «неписаный» закон. Как можно нарушить этот закон? Антигона воспротивилась решению законного правителя, а нарушив запрет, поплатилась своею жизнью. Следом, как домино, пали жертвы виновные и невиновные, но справедливость восторжествовала. Властитель получил «урок». А если бы Антигона промолчала, как все? Если бы смирилась? Сошло бы это с рук несправедливому правителю? И чего бы он ещё натворил, с молчаливого-то согласия…

Ну, это мысли и домыслы. А спектакль, как мне кажется, как раз о том, чтобы мы всё-таки жили по тем самым «неписаным» законам (по законам совести). Тогда, может быть, и повода ко вражде не будет, и жертв станет меньше.

Правда, не всегда мы сами себе можем с уверенностью сказать, как правильно поступить в той или иной ситуации (по совести или по справедливости), и как, порой удивительным образом одно исключает другое... Просто понимание справедливости у всех разное.

Спасибо Театру за такую возможность – прикоснуться к «вечному» и «нетленному»! Ну, и, поразмышлять, конечно…

31.01.2019

«Всех вас заключу в моё сердце»

Спектакль «Всех вас заключу в моё сердце» смотрю во второй раз, но, как впервые, - затаив дыхание. Вслушиваюсь в каждое слово, всматриваюсь в каждое движение. Здесь нет лишних слов и лишних движений. Всё продумано до мелочей настолько, что внутренний восторг души не покидает до самого окончания спектакля. Видишь и воспринимаешь всё как единое целое: и жизнь самого Достоевского, и судьбы его героев.

Невозможно всё происходящее не соотнести с реалиями сегодняшнего дня. Во все времена народ жаждал хлеба и зрелищ, но и во все времена существовала тонкая прослойка общества, состоящая из ярких индивидуальностей, которая утверждала: не хлебом единым жив человек. Со сцены, на расстоянии вытянутой руки, до зрителя доносятся глубокие человеческие переживания со слезами на глазах. Драматичность собственной судьбы литературными героями воспринимается как должное, без сетований и упреков, что многократно усиливает драму. В этом (смиренном принятии) и есть, на мой взгляд, сохранение собственной души и её величия: «Делай, что должно, и пусть будет, что будет». И было: при жизни упорный труд, долги, не понимание Достоевского современниками (теми, кто жаждал хлеба и зрелищ), а после смерти - его всемирное признание. Что до нас, то на Руси всегда всё принимали не умом, а сердцем. Вот и эти сценические действия так гармоничны, так естественны, что не могут не тронуть сердце зрителя. Актерский состав так убедителен, и столь ярко перевоплощение, что по сути проживаешь вместе с ними все события и все перипетии судьбы героев.

Стыдно признаться, что в суете сегодняшних дней нет возможности взять в руки книгу. Такое острое желание возникает только после посещения подобных мероприятий, и дай Бог, его осуществить до того момента, пока это желание не пройдет, не затрется суетой повседневности. Вглядываешься в лица актеров и понимаешь: Россия была, есть и будет, что бы ей ни пророчили.

10.02.2019

«Грусть и святость»

Шла на «Пугачева», а попала на «Рубцова». Стараюсь не пропускать ни одной постановки, но именно «Рубцова» пропустила… Сегодня восполнила «пробел». Повезло.

Постановка «Грусть и Святость» - поэтическое жизнеописание Николая Рубцова. Иду на спектакль - чтобы получить новые знания, очередной энергетический заряд, иду…учиться сохранять свою душу в любых предложенных обстоятельствах. Иду, чтобы поддержать в себе это особое состояние, и не скатиться на дно житейских проблем… Именно этого нам всем сегодня не хватает.

Несмотря на отсутствие режиссера театра, разговор с залом традиционно состоялся. А мне (уже за кадром) хочется добавить к этому разговору: приходите в Театр, приводите сюда своих друзей и знакомых.

10.03.2019

«Пугачев»

Спектакль «Пугачев» воспринимался как-то по-особенному. Очень мощно, ярко донесены до зрителя фрагменты давних исторических событий. Тронули и картинки мирной жизни: казачки вышивают свои полотна, тихонько напевая, и песни эти наполняют душу теплом и светом. Казаки лихо отплясывают, и всё здесь в этих танцах: и удаль молодецкая, и ухарство казака, сумевшего отбить казачку у молодого и неопытного… И быть бы веселью, и не кончаться бы этой песне вперемежку с делами житейскими… Но нет, наступают иные времена…

Стихи Есенина из поэмы «Пугачев» звучат со сцены особенно ярко: призывно и тревожно. И это реально ощущается на протяжении всего спектакля. Именно тревога. Предчувствие беды. Слова из монолога Хлопуши «Проведите, проведите меня к нему… Я ХОЧУ ВИДЕТЬ ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА!» зазвучали так проникновенно, что понимаешь, какие времена и каков ОН, этот человек, чтобы так…Потрясающее!

Многократно этот эпизод видела на экране телевизора (в роли Владимира Высоцкого) - но тогда привлекала личность самого Высоцкого, и всё увиденное воспринималось через призму памяти о нем самом. Тогда не связывала этот яркий эпизод к каким-либо художественным произведением, и вот – получаю новую порцию знаний, и новую порцию ощущений – открытие есенинской драмы.

14.04.2019

 «Антигона» в рамках Пасхального фестиваля

Как нельзя войти в одну и ту же реку дважды, так невозможно дважды посмотреть один и тот же спектакль в стенах одного театра: и актерский состав может меняться, и собственный эмоциональный настрой – тоже. И, если первый просмотр спектакля (премьера которого состоялась в январе сего года), потряс воображение мощью и масштабностью самой темы, заложенной Софоклом в своей трагедии, то сегодняшний просмотр пристально выхватывал детали постановки в образах и мизансценах. Русский фольклор (так и хочется сказать «размах») плавно перемежался с греческими напевами. Живое (не наигранное) слово – суть самого театра, и тут, как и в самой жизни, не без изъянов. Тем ближе сам театр. Ведь мы, его постоянные зрители, всё, по-человечески, понимаем. Главные героини (Антигона и Исмена) остались на высоте «Делить любовь –удел мой, не вражду». Креонт (А.Грунтовский) убедителен на всем протяжении спектакля, а особенно в финале: «гордыня –худший грех».

То, что в финале звучала молитва на греческом - непосвященным знать было невозможно, но звучание это было действительно божественным! Впрочем, не только в финале. Спасибо!

19.04.2019

В заключение

 «В любви нужна особая деликатность. Не демонстрируйте плохое настроение и оскорбленные чувства, не говорите гневно, не поступайте дурно...» – эти слова святой царицы-мученицы Александры хочется произнести в отношении Театра Народной Драмы, хотя речь в них совсем о другом.

Такое отношение Театра к своим зрителям рождает в них ответное чувство. А настоящая любовь не перестает. Может быть, именно поэтому Театр - православный… и именно в этом кроется секрет его волшебства…

Завершить излияние моих чувств к Театру хочется Главой 13 из Первого послания к Коринфянам святого апостола Павла (Новый Завет):

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий.
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

Наталья Шелехова

Комментарии (0)




Разрешённые теги: <b><i><br>Добавить новый комментарий: