Яндекс.Метрика

 Фестиваль в Кижи. Июль 1994 г.

«За простым народом им (драматургам – А. Г.) не угнаться, и как ни низок язык их, как ни грубы их фарсы, которым хохочет раёк, но они никогда не достигнут до настоящего идеала, а все комедии их – любой извозчик убьёт одним словом».

И. В. Киреевский

«Отчего же нет у нас народной трагедии? Не худо было бы решить, может ли она и быть?.. Как ей вдруг отстать от подобострастия, как обойтись без правил, к которым она привыкла, без насильственного приноровления всего русского ко всему европейскому, где, у кого выучится наречию, понятному народу? Какие суть страсти сего народа, какие струны его сердца, где найдёт она себе созвучия…»

А. С. Пушкин

 Сто семьдесят пять лет миновало. Много чего свершилось хорошего на русской сцене, чему порадовались бы и Киреевский и Пушкин. Но много чего и… Нет, пожалуй, той низости до которой не дошел бы современный театр, нет такого греха, которого не воспел…

Ну, что же, обо всём-то, пожалуй, мы и не скажем, но беглый очерк того, что есть русский театр – это попробуем. Хотя бы собственным опытом поделимся…

NB: Под театром мы понимать будем театр драматический. (Опера и балет – искусство особое и не о нём здесь речь).

Обычно, историю русского театра начинают с Волкова. Петр Первый театром мало интересовался (Впрочем, его агит-балаганы, переходящие в оргии, это тоже страница из истории нашего театра). После Петра всё столетие царствовали женщины. Они умели веселиться. И посмотреть было чего… но то были заезжие труппы…  А тут Фёдор Волков. И где: ни в Питере, ни в Москве, - в Ярославле! Русские актёры, на русском языке… Тем не менее – именно о волковских плодах приведённые выше цитаты… Да и сам Волков тем и интересен, что впервые по-русски заговорил, а до того играл по-немецки...

Иные отсчитывают историю русского с Алексея Михайловича Тишайшего. В 1672 году лютеранским пастором Иоганном Грегори «учиняется хоромина для комидийного действа». Грегори набрал актёров из местных немцев, составил пьесу собственного сочинения («Артаксерксово действо»): впервые «русские» светские стихи зазвучали со сцены. Правда, с немецким акцентом. Алексей Михайлович был в восторге (отстоял со всей свитой – а тогда в театре стояли – десять часов). Поощрённый Грегори на скорую руку перевел с немецкого ещё пять пьес. Впрочем, и переводил-то он не сам, а с помощью толмача посольского приказа Георга Гивнера (автографы Грегори написаны по-немецки). Взойдя на престол, Федор Алексеевич (1676) хоромину закрыл.

За тем были драмы и Симеона Полоцкого, и Дмитрия Ростовского… Но имело ли это влияние на дальнейшую историю театра… На того же Ф. Г. Волкова? Отнюдь.

История доносит до нас особую традицию церковного театра: «Пещное действо». В фильме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» можно увидеть достаточно достоверное воспроизведение «действа». Однако на русской почве это, по сути православное, занесённое из Константинополя зрелище, - не прижилось. Русские ходили в церковь молиться.

В Европе, как известно, церковный театр процветал. Но с наступлением эпохи ренессанса его из храма постепенно удалили: сначала «литургическая драма», затем «полулитургическая», затем – площадная мистерия. В XVI – XVII веках в европейских странах театр запрещают совсем, но… с эпохой Просвещения он является вновь и уже в окончательно секуляризированном виде. Вернёмся, однако, на русскую почву…

И вот, наконец, слово о народной традиции – скоморохи. Они ведь не только пели да плясали, как представляется в популярных жанрах… Они оставили нам целый репертуар драм-притч, этаких народных апокрифов: «Царь Ирод», «Царь Максимилиан», «Соломон» и др. Расцвет деятельности корпорации скоморохов – XIV – XV вв. Значит и расцвет русского театра, русской драматической поэзии относится к этому же периоду. Быть может кому это высказывание покажется слишком… Но почему, собственно, нет? Именно в этот период достигает расцвета русская живопись (иконопись), русское зодчество, музыка (церковное пение), литература (опять же – православная литература)... Этот-то факт не вызывает сомнения. Отчего же расцвет русского театра относить нам к «хоромине» Тишайшего или к Волкову... или ко МХАТу?  

Но скоморохи скоморохами, а существовала и породившая их народная фольклорная театральная традиция. Фольклорный театр и предшествующий ему и параллельный ему «театр» ряженых. Эта традиция начинается в глубине тысячелетий и доходит до наших дней, на три столетия пережив скоморохов. Мы знаем о ней мало.

А поучиться есть чему.

К изучению фольклорного театра я пришел в восьмидесятые годы. Но ещё раньше, в начале восьмидесятых (а я тогда играл, и - учился, в театре Льва Шварца) меня потянуло к Шекспиру. И вот простой вопрос, ответ на который получился не сразу: Как так, такие большие пьесы (три-четыре и более часов звучания) он писал за пару недель и за пару же недель ставил!  А мы репетируем тут «Дядю Ваню» год и воз всё там же? Может легенда это (про две недели)? Оказывается – не легенда. Оказывается – другие принципы (не просто другая эстетика или режиссура!) – театр Шекспира работал на фольклорных принципах. Есть традиционные персонажи, есть почти обрядовые монологи, фольклорные словесные формулы, ходы, связки… Из этих «кубиков» можно строить многое и быстро. Правда, нужен ещё талант. А он у Вильяма Джоновича был.

Но самое интересное началось позже, когда я с товарищами пришел к нашему фольклорному театру. Традиционно начали с «Шайки разбойников». (К тому времени театральная карьера была брошена и, казалось, навсегда). Дело зародилось не в студии театрального института, ни на сцене, а на ярмарочной площади, не средневековой, конечно, но в среде фольклорного фестиваля, среди аутентичных коллективов. У них и учились. Пробовали и вертеп, и «Петрушку»… Сделав «Шайку» и «Ирода», снова вернулись к Шекспиру. В такой русской (а потому, как мне казалось, и подлинно Шекспировской) манере были поставлены «Король Лир» и «Ричард Третий» (1995). Переводы пришлось делать новые. Работа была интересной и для меня, а сколько было радости для актёров! Не помню ни одной грустной, неудавшейся репетиции. Опыта не было, мастерства – никакого. Дилетантизм сплошной. А зритель принимал на ура (прощал все недоделки)…

Правда, «Лиру» предшествовала постановка русских сказок. Это был фольклорный поющий спектакль. В соответствии с традицией – все наши спектакли были музыкальными. Вот тут ещё один вопрос. Подлинного (аутентичного) фольклора у нас на сцене и не бывало. А отдельные попытки… Вот известный таганский спектакль «Борис Годунов». Актёры одного из самого поющих театров, как выяснятся, петь фольклор не могли. Был приглашен известный фольклорный ансамбль Покровского. Ансамбль запел, но как это чужеродно таганскому духу! Но и не долго пел: у театра свой график, у ансамбля – свой… Попытка научить актёров… Но и не в этом дело: задачи любимовского Годунова были совсем не те, о которых помышлял Пушкин. К чему и пенье?

Спектакль имел скандальный успех, то есть не имел успеха истинного.

Однако, успешное применение фольклора на современной сцене возможно: в то же время в Питере, в «Ленкоме» шла «Трава-мурава» по Фёдору Абрамову, там пели мои товарищи из ансамбля «Домострой». И это было удачей, и текст, казалось, совершенно не театральный – заработал. И всё-таки опять: ансамбль, приглашенный на спектакль. Ни научить петь профессиональных актёров, ни научить играть на сцене профессиональных фольклористов. Не удаётся. Несовместимо. Отчего же? Играли же они в «Шайке»? Видимо, и не нужно было учить, - не та «игра».

Скажу и большее (обидятся многие): современные актёры не только петь не умеют по-русски, но и читать стихи. «Редкая птица» справляется с правильным произнесением ритма (это я, как поэт замечаю). Слух-то есть (без слуха в театральный институт не берут), а вот поэтический слух!

А ведь русский традиционный театр почти весь поэтический! Потому и не идёт. Потому и тянет наших режиссёров на инсценировку прозы (слава Богу, проза хорошая в России тоже есть). Потому и так малочисленна наша поэтическая драматургия и так провальны постановки поэтической классики (от даты к дате, без «стоп и созвучий»)! Надо приучать к русскому стиху, надо ставить стихотворный слух, как ставят голос (Не будем здесь о технике, о том, что и «звукоизвлечение» на современной сцене и в традиции народной – разные).

Не главное это, а только подходы к теме. А главное, русская культура — это особая ментальность. И в театре то же. И ментальность эта не ошибка историческая, не стихийно как-то сложилась, а дадена Господом Богом для выявления национальной идеи – т. е. совокупности народных идеалов. Мы можем не подразумевать о них, но они есть результат определённого народного богословия, а из него уже и этика, и эстетика. Художественный мир, творимый на сцене не может, не должен, вернее, работать на разрушение этого богословия, - национальной идеи, в конце-концов…

Ну, а практика наша шла своим чередом. В 96-м году был сделан «Пугачев» по Есенину, по Пушкину («История Пугачева») и по казачьему фольклору. После этого – пушкинский «Борис Годунов». Это было уже в «Бродячей собаке». Место историческое. Но тогда это был сырой подвал, заваленный мусором и кирпичами, которые мы и разбирали. Премьера «Годунова» - 4 июня 1997 года. Параллельно шла работа над «Маленькими трагедиями». Но это уже не успел – театр «закрылся».

В последние годы работа в культурном центре Александро-Невской Лавры привела к тому, что снова потянуло к постановкам. Правда, былой труппы уже не существовало: кто-то уехал в другой город, для многих же наш театр завершился браком и браком многодетным, традиционным. Наверно это самый замечательный результат нашего краткого опыта, - подлинная проверка на аутентичность. Тем не менее, после перерыва в девять лет сезон 2005/2006 завершился двумя премьерами: новым вариантом «Пугачева» и совсем новым спектаклем о судьбе Пушкина под названием «Чудный сон мне Бог послал». 20 января 2007-го состоялся первый показ спектакля «Грусть и Святость. Николай Рубцов. Поэтическое жизнеописание».  Рассказывать об этих работах я не буду. Особенно о последних двух. Смотреть это уже не так, наверно, просто, но делать... и жить этим, необычайно радостно. 

Каковы «струны русского сердца»? Настраивать их не в нашей власти. Наше дело находить «созвучия». Что будет дальше? Снова попытаться построить в современном мире Русский театр? В Москве такие попытки проходят при полной поддержке государства и церкви (театры «Глас» и «Камерная сцена»). Уникален опыт Николая Петровича Бурляева уже несколько лет ведущего трудное дело «Золотого витязя»… А в Питере?..

 Говорят, в реку не входят дважды, но как знать, как знать… Быть может и входят, если эта река называется «традиция». В этом году 14 - 22 апреля по благословению архимандрита Назария пройдёт «Первый театральный православный фестиваль» в Санкт-Петербурге. Соучредителем фестиваля является Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра. Что же, ждём гостей…

2007 г.
Андрей Грунтовский

Комментарии (0)




Разрешённые теги: <b><i><br>Добавить новый комментарий: