Яндекс.Метрика

Король Лир (Татьяна Кожурина)

WR5A8440.png WR5A8431.png WR5A8452.png WR5A8435.png WR5A8506.png WR5A8465.png WR5A8498.png WR5A8507.png WR5A8514.png WR5A8524.png WR5A8560.png WR5A8542.png WR5A8563.png WR5A8611.png WR5A8648.png WR5A8585.png WR5A8706.png WR5A8684.png WR5A8715.png WR5A8765.png WR5A8736.png WR5A8780.png WR5A8791.png WR5A8795.png WR5A8804.png WR5A8825.png WR5A8815.png WR5A8853.png WR5A8859.png WR5A8891.png

 

Десятого февраля 2016 года — на сцене Свято-Духовского центра был показан спек­такль «Король Лир». Спектакль полон движения, ярких эмоций — это целый калейдоскоп персонажей! Театром Народной Драмы поставлено, как минимум, три таких «многолюдных» спектакля: «Пугачев», «Борис Годунов» и «Король Лир», где задействовано более пятнадца­ти человек. В целом, для театра более свойственны спектакли, скорее, камер­ного типа — более статичные, с неболь­шим количеством актеров (есть и мо­носпектакли). В гастрольных поездках по городам и весям актёров встречают переполненные залы, ждущие встречи с высоким столичным искусством, — здесь же, в Петербурге, за высокими крепостными стенами мужского мона­стыря, собрать полный зал несравненно труднее, но тот зритель, что пришел, — это особый, благодатный зритель.

Особой зловещей тенью постоянно нависает в спектакле тема войны — возвращающая и в наше тревожное время... Тема ужаса разъединения сил — перед лицом врага... Между прочим, именно в связи с нахождением сейчас одного из ведущих актёров театра — Романа Тихомирова в гуще военных донецких событий на передовой отменен спектакль «Борис Го­дунов» — который традиционно ставился 10 февраля — в день гибели А. С. Пушкина.

Режиссура интересная, оригинальная, в спектакле много ярких сценических находок. Костюмы актёров решены лаконично: строгие чёрные одежды (в старой доброй традиции «Таганки»), — дополняемые по надобности яркими плащами, мечами. Колпак шута — маячит всюду как яркий возглас! На заднем плане — изысканно-прихотливая старинная карта Великобритании. Известно давнее пристрастие Андрея Вадимовича Грунтовского к старинным картам: огромная карта России — в полсцены! — уже фигурировала в «Бо­рисе Годунове», карта как центральный персонаж происходящего — Русская Земля — тот образ, который является основным стержнем самого театра, его концепцией. В «Короле Лире» это — карта Британского острова, карта живая, движущаяся, расходящаяся и соеди­няющаяся по необходимости на две части.

Центральная фигура спектакля — конечно же, сам король. Король — он и режиссёр, он и актёр — об этом не забываешь в течение всей драмы.. Грунтовский-Лир великолепен: весь переполнен чувствами, весь буря и порыв, весь — оскорбленный поведением неснос­ных властных дочерей король.. Король — который сам сглупил, передав бразды правле­ния в женские руки. Сжав плеть в руке, он бросает обвинения к дочерям в зал, словно удары этой плетью!.. То обличает, то юродствует, опустившись на колени и вскидывая к небу руки. Лицо его изменчиво как море: то это ураган, в сверканиях молний, то оно полно нежности и слёз, то — горести и отчаяния — когда выносит на руках — струящиеся складки просторной синей ткани плаща — символ умирающей на руках дочери Корде­лии... И никто из зрителей не сомневается — в трагической истинности происходящего.

Рядом — преданный шут в колпаке, кувыркающийся по сцене, и рассыпающий жемчуг мудрости перед свиньями.. Шут — и Король. Король — и Шут. Конечно, король — это и сви­та короля. Но Король и Шут — это почти единый образ, такой двуликий Янус: шут-мудрец и король-глупец. Шута чудесно исполняет Володя Матросов, — глубокий знаток русского фольклора, — которому в этот вечер пришлось неожиданно сыграть сразу две роли — еще и Глостера. Но на то он и бродячий театр, привыкший к дорожным испытаниям, и люди тут же чувствуют плечо друга. Всё — сами: сами шьют в дороге костюмы из подходящих лоскутов, сами изготавливают неприхотливый реквизит, используя и брёвнышки, и лавки. Порой возникает такое чувство, что это странствующий театр, который высыпал на подмост­ки из дорожного своего фургончика, набранный из разночинцев, подвернувшихся по суровой дороге. Этому ощущению способствуют и фольклорные сцены в спектакле, где актёры изо­бражают знаменитую площадную «Лодку» — только здесь уже на английском языке.

Особо нужно отменить великолепное владение актерами оружием в сценах сраже­ний — это неповторимый Илья Копылов, в руках которого оружие мелькает столь быстро, что его почти и не видно, это Фёдор Незамутдинов, вошедший смело и решительно в мир театра. И вообще, практически все исполнители ролей в Народном театре драмы заме­чательно фехтуют, изучают русский кулачный бой — что придает спектаклям особую жи­вость и правдивость происходящего. Яркая находка — общий монолог Реганы и Гонерильи, в одинаковых алых накидках, как сестры-близнецы, в единый голос пылко ведущих свою речь, играющую экспрессией! Злобные «валькирии» — попирающие власть отца. Обе актрисы достойно справились с поставленной задачей.

Надо заметить, в английском «Короле Лире» роль женщин шире и свободнее, нежели в других спектаклях Театра Народной Драмы, где русские женщины ведут себя достаточ­но пассивно, тихо сидят рядком на скамеечках с вязанием, и трепетные ведут монологи. Здесь — ураган страстей, но это — Шекспир! в блестящем переводе Пастернака (с доработ­кой текстов — Грунтовским).

Под занавес в темноте — меж двумя частями карты Великобритании — тихие мерца­ют свечи в руках всех участников спектакля, под трогательное звучание нежного голоса Корделии, исполняющего старинную шотландскую песню, издалека уже, из самой глуби времен, — с того света. Потом карта Великобритании смыкается воедино вновь, словно затворяются створы спектакля и земля погребает погибших. и одинокий шут заканчива­ет фразой: «Какой тоской душа ни сражена, быть стойким заставляют времена.»

Татьяна Кожурина
2016

 

Комментарии (0)




Разрешённые теги: <b><i><br>Добавить новый комментарий: